Пушкинский проект Павла Митюшёва

| критерии оценки | что не вошло | глоссарий |


А.С. Пушкин. Хрестоматия

Все стихи Пушкина, которые нужно знать

Составитель Павел Митюшёв



Это – полное собрание необходимых и достаточных стихов Пушкина, которые нужно знать. Разберём по порядку.

СОБРАНИЕ СТИХОВ. Речь идёт именно о стихах Пушкина. Пушкин – великий русский поэт, и мы рассматриваем его здесь именно в этом качестве. Публицистика, драматургия, исторические исследования, рассказы, романы (прозаические и рифмованные) – все эти жанры не входят в круг настоящего рассмотрения. Поэт – это автор стихов. "Евгений Онегин" произведение, безусловно, замечательное, но это никак не стихотворение.

КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ. "Знать" стихи означает – "знать их наизусть". Это принципиальный момент, остановимся на нём подробней.

Важно всегда помнить, что стихи – это не всё то, что зарифмовано. Мы говорим сейчас не о качестве того или иного текста, а о самой принадлежности его к категории "стихотворение". И рифма, и ритм – это в конце концов всего лишь средства. Цель которых – сделать то или иное высказывание легко запоминаемым.

Исторически, поэзия – род мнемотехники. Каждый, кто сочиняет стихотворение, в той или иной степени жертвует точностью смысла своего высказывания – в обмен на хорошую его запоминаемость. Этот компромисс у разных авторов происходит на разном уровне уступки, но он существует всегда. Для нас в данном факте важно сейчас то, что произведения, непригодные для лёгкого запоминания (или исходно не предназначающиеся для этого) – такие произведения стихами не являются, даже при наличии рифмы и ритма. Сами по себе они могут быть исключительных достоинств, но мы здесь предлагаем сборник конкретно стихов.

Наиболее распространённые причины, по которым рифмованный текст оказывается плохо запоминаемым, следующие. 1) Большое количество строк (с 50 строк и больше как правило всегда начинаются проблемы с запоминаемостью); 2) Избыточно длинные строки (ориентировочно – более 12 слогов; рифмы при этом оказываются слишком удалены друг от друга и уже плохо сцепляют куски текста); 3) Однотипные или неглубокие рифмы (например, глагольные: "горит" – "велит") – с ними трудно "вычислить" парное слово, поскольку существует слишком много похожих вариантов.

По совокупности приведённых выше причин, к стихам не могут быть отнесены все достаточно длинные произведения Пушкина, пусть и написанные в рифму. Среди них, безусловно, есть ряд замечательных, но для запоминания они исходно не приспособлены. Взять, например, такой шедевр, как "Осень" ("Октябрь уж наступил – уж роща отряхает…"). Ради эксперимента, прочитайте его три раза подряд, а затем попробуйте воспроизвести по памяти целиком.

НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ стихи. В данном случае это следует понимать буквально. В Хрестоматию включены ВСЕ пушкинские шедевры. На удивление, у Пушкина набирается хороших стихов меньше, чем ожидаешь. Первое по настоящему сильное стихотворение он пишет в возрасте 19 лет, и за все оставшиеся 19 лет жизни из под его пера выходит в сумме 19 великих стихотворений.

То есть, по одному шедевру в год. Много это или мало – пусть каждый решает для себя сам. Мы же здесь лишь кратко обозначим критерии, использовавшиеся нами при составлении Хрестоматии.

Для начала, стихотворение должно было соответствовать некому заданному уровню целиком. У Пушкина имеется масса отдельных ярких строк, но единицей измерения для нас, как составителей, является "стихотворение". И если в нём, несмотря на отдельные блестящие фрагменты, половина текста откровенно провисает – такое стихотворение мы при всём желании не могли включить в число вневременных шедевров (то есть – рекомендовать к запоминанию целиком).

Далее. При оценке стихотворений всегда, где это было возможно, мы старались разделять между собой следующие параметры.
1) Уровень и качество постановки темы. Под "уровнем" понималась не пресловутая "важность темы" (что это вообще такое? "Любовь" – это "важная" тема или нет?), а точность и качество её конкретной формулировки. В этом смысле, просто "любовь" – тема не очень интересная (слишком широкая), а вот, например, "любовь, которая осознать себя не смеет" – более чем.
2) Успешность раскрытия темы. Если в первом пункте мы оценивали саму постановку задачи, то здесь речь идёт об успешности (или неуспешности) её решения.
3) Чисто эстетическая красота стихотворения (куда интегрально входит множество достаточно понятных параметров) и его запоминаемость. В идеале, стихотворение должно само "ложиться на память" даже вопреки желанию читателя.

Итого в Хрестоматию вошли 340 строк, которые в совокупности и представляют собой пушкинский поэтический гений во всей его полноте.

Мы отбирали стихотворения исключительно по качеству, а не по жанрам. При этом из 19 стихотворений в результате оказалось: гражданских – 3, детских – 1, философских – 1, тюремных – 1, любовных – 3, гастрономических – 1, экстремистских – 1, конформистских – 1, географических – 2, мессианских – 1, порнографических – 1, экологических – 1, сатанинских – 1, горних – 1. Такому набору любой поэт может только позавидовать.

Возможно это просто случайность, но нам в данном разнообразии видится возможное проявление некоего высшего закона природы. А именно, что любому гению отпущено за всю жизнь написать не более одного великого стихотворения (максимум двух-трёх) в одном жанре.

Если опубликованные ниже строки вы уже знаете – просто наслаждайтесь, если ещё не знаете – наслаждайтесь и учите. В любом случае – это абсолютно необходимая часть операционной системы любого человеческого мозга, функционирующего в ареале действия русской культуры.

Орфография приведена к современной, разбиение на строфы соответствует ныне принятой практике.

Павел Митюшёв

| свернуть |



- "Любви, надежды, тихой славы..." (К Чаадаеву), 1818
- "Мы добрых граждан позабавим...", 1819
- "Сижу за решеткой в темнице сырой..." (Узник), 1822
- "Свободы сеятель пустынный...", 1823
- "Хоть тяжело подчас в ней бремя..." (Телега жизни), 1823
- "Увы! напрасно деве гордой...", 1825
- "Духовной жаждою томим..." (Пророк), 1826
- "У Гальяни иль Кольони...", 1826
- "Во глубине сибирских руд...", 1827
- "Душа моя Павел...", 1827
- "Когда помилует нас бог...", 1829
- "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", 1829
- "Мороз и солнце; день чудесный..." (Зимнее утро), 1829
- "Я вас любил: любовь еще, быть может...", 1829
- "Кавказ подо мною. Один в вышине..." (Кавказ), 1829
- "Мчатся тучи, вьются тучи..." (Бесы), 1830
- "Долго ль мне гулять на свете..." (Дорожные жалобы), 1830
- "Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...", 1834
- "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836



Узник


Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»


1822


Вернуться к главному ядру программы


"Орёл", "горы", "море"… По всей атрибутике стихотворение должно бы быть кавказским. Однако даже "карпатским" его назвать можно с большой натяжкой. "Темница сырая" – это съёмная квартира Пушкина в Кишенёве, где он отбывал домашний арест за учинённый дебош.

Вообще, пушкинистика – наука схоластическая. Цель исследований пушкинских стихов она видит в том, чтобы подогнать решение задачи под заранее известный ответ (а именно: "исследуемое стихотворение – гениально"). Обычно делается так. Достаточно произвольно выхватывается какая-нибудь одна особенность исследуемого стихотворения и объявляется, что именно она и делает стихотворение гениальным. При этом не объясняется, чем именно данная особенность так хороша.

Про "Узника" в рамках пушкинистики можно было бы сказать следующее. Пушкин включил в это стихотворение ровно 12 строк – при том, что число 12 – священное число у множества народов. Но Пушкин этим не ограничился. Двенадцатой по счёту буквой в "Узнике" он поставил букву "к" – численный эквивалент которой (порядковый номер в алфавите) именно 12! Только гений мог... и проч. и проч.

Или так. В стихотворении показан протест против гнёта, порождаемого государственной машиной. Самодержавие в стихотворении олицетворяют как "орёл" (государственный герб), так и сама цветовая гамма, соответствующая цветам государственного флага: белый (гора), синий (море), красный (кровавая пища).

Если пушкинисту на это заметить, что цвета в стихотворении идут несколько в ином порядке, а именно: красный – белый – синий, и что это отнюдь не флаг Российской империи, а скорее уж флаг Королевства Нидерландов, то истинного пушкиниста это не смутит и он скажет, что – да, здесь зашифрован также и голландский флаг, поскольку именно от рук сотрудника голландского посольства великий поэт в будущем и погибнет. Пушкинистов ничто не берёт.

А теперь про стихотворение "Узник". Важная вещь: эти строки по факту были приняты арестантским сообществом. Об этом свидетельствует хотя бы существование многочисленных блатных переложений "Узника". Что означает абсолютное признание целевой аудиторией.

Такой успех объяснить не очень просто, поскольку никаких особых новых лагерных мотивов Пушкин здесь не предложил. Тоска по свободе в самом общем виде. Значит, успех определили не сами компоненты, а (как в парфюмерии) их "букет", то есть – их сочетание в точно выверенных пропорциях. Посмотрим, что это за компоненты и что за пропорции.

Квинтэссенцию стихотворения можно сформулировать так: "Безысходная удалая тоска с импульсивно-абстрактным мечтанием о групповом побеге на былинную волю юга". Каждый читатель легко сам привяжет отдельные слова этого определения к конкретным местам текста стихотворения.

Итого, имеем (цифры подлежат уточнению):
- безысходной Тоски – 15 %
- удалой Тоски – 5 %
- арестантского Товарищества – 20 %
- импульсивной Мечты о побеге – 15 %
- абстрактной Мечты о побеге – 5 %
- былинной (а не какой-то реальной) Воли – 30 %
- примет щедрого Юга – 10 %
- нестыковок и шероховатостей – 2-3 капли

Это, выходит, грубо и есть пушкинский рецепт сильнодействующей лагерной лирики. Переложи он сюда "безысходности" или не доложи "былинной воли" – и всё бы пошло насмарку. А так это стихотворение Орлом Поднебесным Летит Над Землёй.

Почему нужные пропорции именно такие? Мы не знаем. Вы же не спрашиваете, почему в "Шанель №5" кладут именно 1.5% беломорского мха?


Перейти к другой странице пушкинской Хрестоматии


Кинуть ссылку в Twitter Добавить ссылку в свой Facebook Добавить ссылку в Живую Ленту Google Добавить ссылку в Vkontakte Добавить ссылку в Одноклассников Написать в свой ЖЖ




связь pushkin20.ru  © 2011-2024